Передачи

В Новосибирске новую разработку самолёта испытывают в аэродинамической трубе

20 ноября 2018, 17:59
Создание, деятельность и перспективные планы развития СибНИА обсудили в Москве на международной научно-технической конференции «Сибирское наследие ЦАГИ», посвященной 100-летнему юбилею Центрального Аэрогидродинамического института. Специалисты Сибирского научно-исследовательского института авиации имени Чаплыгина сегодня разрабатывают модернизированную версию 19-местного самолета для местных авиалиний.

То, как новое крыло и хвостовое оперение будет вести себя в «пятом океане», испытывают в аэродинамической трубе. Незаменимый для авиаконструкторов инструмент впервые запустили в Новосибирске ровно 75 лет назад. В чем его уникальность?

Зайти в это помещение можно только в перерыве испытаний. Скорость потока до 300 с лишним километров в час создает полную имитацию движения в небе. Аэродинамическая труба – место, где самолеты летают еще до своего рождения. Удары стихии за них принимают модели.

Валерий Зайцев, начальник отделения аэродинамики СибНИА: «Мы испытываем так называемый «зеленый» самолет, когда оперение закрывает двигатели и уменьшает шум на местности».

В трубе – модель пассажирского самолета для местных авиалиний. Точность изготовления модели – сотые доли миллиметра. Это уже не первая модель – проверяли новые двигатели, новое крыло: каждое изменение можно «продуть» в трубе. Именно так формируется внешний вид самолета – даже сейчас, в век суперкомпьютеров и математического моделирования.

Валерий Зайцев, начальник отделения аэродинамики СибНИА: «Хоть и говорят, что всё можно посчитать, но на самом деле в основании расчетов лежат разные гипотезы, упрощения, «напрямую» еще никто никогда не считал. Когда идут критические режимы полетов – здесь уже очень трудно просчитать. До сих пор не умеют даже приблизительно считать, только делают общие оценки».

На счету самого Валерия Зайцева – сотня проектов. Эти модели сейчас в работе – вот, к примеру, один из новейших российских лайнеров. Возможность проверки в критических режимах полетов делает инструмент незаменимым в военной авиации.

Оксана Тарасенко, корреспондент: «А это местная легенда – самолет, очень-очень похожий на самолет F-15 «Игл». Его сделали более 40 лет назад по данным компетентных источников – для того, чтобы просчитать слабые места американского самолета. А потом на основе этих данных сделали советский, российский истребитель Су-27».

Окончательный облик Су-27 тоже сформировался здесь, в СибНИА. Как и легендарный кукурузник Ан-2. Через эту трубу прошли практически все послевоенные самолеты СССР и России и даже космический корабль «Буран».

Сегодня среди заказчиков и иностранные компании. Кстати, «продувают» не только крылатые машины – в архивах института среди двух тысяч моделей есть и атомные подводные лодки: на малых скоростях воздуха законы обтекания – как в воде. Большая часть работы новосибирских аэродинамиков засекречена.

Читайте также